С какого числа увеличивается осаго. Осаго: насколько подорожает полис. Что думают автовладельцы

Страховой рынок замер в ожидании реформы ОСАГО. Учитывая, что в России зарегистрировано более 40 млн автомобилей, а права ежегодно получают свыше 1,3 млн человек, вопрос касается почти каждой семьи. ЦБ, Минфин, депутаты Госдумы и Российский союз автостраховщиков выступают за либерализацию тарифов страхования «автогражданки». Предлагается 19 нововведений, которые можно считать революционными, и постепенный переход на персональный расчет стоимости полиса, в котором будут учитываться стаж, возраст водителя, аккуратность и соблюдение ПДД. Обсуждение возможных законодательных изменений идет в Госдуме по второму кругу, и пока депутаты не пришли к единой поддержке тарифных нововведений. Ряд парламентариев — например заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков — считает, что изменения приведут к значительному повышению стоимости страховки. В Центробанке возражают: та увеличится не более, чем на 1,5%. Но не для всех. «Инвест-Форсайт» узнал у игроков отрасли и авторов финансовых Telegram -каналов, к чему же могут привести анонсированные изменения.

Наталья Селиверстова / РИА Новости

Telegram -канал «Бойлерная» (@boilerroomchannel )

— Хороший день для автолюбителей. Вчера стало известно, что страшные байки — ОСАГО подорожает на 20% — оказались информацией из области «слышу звон, да не знаю, где он». Полис, в среднем, если и подорожает, то не более чем на 1,5%. Чтобы отшлифовать систему ОСАГО, к которой много претензий у всех, ЦБ предлагает расширить тарифный коридор, изменить подход к присвоению коэффициента бонус-малус, который предусматривает скидку за безаварийное вождение, совершенствовать коэффициент по возрасту и стажу. Есть четкое осознание, что реформа ОСАГО нужна, ее поддерживают не только ведущие страховщики (Ингосстрах и др.), но и автолюбители. По итогу цена на ОСАГО при пересчете на конкретное лицо и автомобиль может даже снизиться, так как тариф будет индивидуальным: в нем будет учитываться водительский стаж, количество штрафов за нарушения ПДД, аварийность. А кто у нас не хочет платить меньше за хорошее вождение?

Telegram- канал The Mad Insurer (@madinsurer)

— У нашей маленькой редакции о рынке ОСАГО свое мнение. Во-первых, мы не верим в убыточность ОСАГО как вида страхования для страховщиков. Страховщики, утверждая об убыточности, «забывают» о том, что продолжают тем не менее до сих пор выплачивать агентское вознаграждение в размере до 25% через различного рода схемы (вместо разрешенных 10%), а были времена, когда и 40% платили легко (РСТК, «Согласие», Росгосстрах, «Ариадна», «Гута-Страхование», «Адмирал», «Ростра» и т.д.). Все это делалось для быстрого сбора денег и ухода с рынка по-английски. Во-вторых, страховщики (в первую очередь, Росгосстрах) вместе с Российским союзом автостраховщиков сами виноваты в появлении автоюристов. Если бы изначально страховые компании честно выполняли свои обязательства перед клиентами (как, например, в обоснование применяемой при расчете страховой выплаты использовались бы активнее сборники «Прайс-Н», содержащие хоть какой-то вменяемый анализ средней стоимости нормочаса, а не рукотворные значения, созданные самими страховщиками и спущенные ими сверху в оценочные организации, готовившие на их основе расчет страховой выплаты) и были бы прозрачные правила игры, то всей этой ситуации с мошенничеством и юристами в таком объеме точно не было бы. В-третьих, несусветная глупость была изначально делать ОСАГО с привязкой к каждому транспортному средству. Более логично было бы страховать ответственность водителя, и тариф брать, исходя не из лошадиных сил автомобиля, а из опыта и возраста водителя и примерного перечня транспортных средств, на которых он планирует передвигаться. Например, в семье из двух человек-водителей есть мотоцикл, две легковые машины и старая «Газель» для поездок на дачу. Все четыре транспортных средства не могут физически одновременно выехать на дороги, зачем тогда одновременно страховать ответственность при их управлении по ОСАГО? Надо застраховать водителей, ограничив перечень транспортных средств, на которых они передвигаются (например, по стоимости самих транспортных средств и году выпуска).

Telegram-канал «Рисковик» ( @riskovik )

— В ситуации с ОСАГО возмущает иезуитская логика чиновников: цены уже подняли (раза в два), с убыточностью — «все хорошо», а вилку цен на полисы все равно еще раз поднимут. Учитывая, что больше всех «плакал» об убыточности ОСАГО погрязший в схемах и воровстве Росгосстрах, почему нам, потребителям, снова «оплачивать музыку»?! Что нам совсем недавно рассказали: Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА) фиксируют снижение убыточности в ОСАГО по итогам января—сентября 2018 года.

«С убыточностью в ОСАГО по этому году у страховых компаний, которые специализируются на страховании автогражданской ответственности, мягко говоря, все очень хорошо », — сказал всему рынку директор департамента страхового рынка ЦБ РФ Филипп Габуния .

Так объясните, зачем снова ухудшать ценник? Самое печальное — никто уже не верит, что для кого-то ОСАГО подешевеет, и прогноз роста цены полиса на 1,5% от ЦБ тоже вызывает печальную улыбку. Автолюбителей и сочувствующих им — практически вся страна. Ростом цены ОСАГО почти у каждой семьи вы, господа чиновники и страховые лоббисты, опять отнимете деньги. Может, еще раз подумать и отказаться от этой идеи?

Сергей Демидов , управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств Группы «Ренессанс Страхование»

— На данном этапе реформы страховые компании не имеют возможности предлагать индивидуальный тариф для каждого конкретного клиента, речь идет только о расширении тарифного коридора. Поэтому мы не ожидаем заметных изменений тарифов для большинства клиентов, ни в сторону увеличения, ни в сторону снижения. Существенные изменения произойдут после полной либерализации тарифов, запланированной ЦБ на 2019 год, причем тогда мы сможем ощутимо снизить тарифы для большинства клиентов, ведь у 90% водителей за год не происходит страховых случаев. Снижение ждет опытных водителей с хорошей страховой историей, большим стажем вождения, убыточных клиентов, наоборот, ждет увеличение стоимости полиса. Стоимость ОСАГО станет более справедливой, аккуратные водители перестанут платить за лихачей.

Telegram- канал « Интернетчеловек » ( @internet_people )

— Нарушение баланса спроса и предложения в этом сегменте рынка — это то, что мы имеем сейчас. До того как ЦБ стал мегарегулятором, тарифы ОСАГО практически не менялись. После того как страховой рынок перешел под контроль Банка России, тарифы «вдруг» стали постепенно повышаться. А вдруг ли? Средний чек в магазинах из года в год растет. Чудес на фоне инфляции не бывает. ЦБ хочет видеть рынок ОСАГО доступным для потребителей и прозрачным. Страховые компании, жалуясь на убытки, желают перенести свои затраты на потребителей. Спрос и предложение «должны», с точки зрения здравого смысла, прийти в соответствие. Если это, конечно, возможно, когда у нас в стране полуручное управление. В работоспособность коридора при таком управлении по тарифам ОСАГО плюс-минус 20% — верится. При этом средний чек у потребителей финансовых услуг будет очевидно больше. Хотелось бы не более чем на 1,5%, как рассказывает ЦБ, впрочем, никто этих актуарных расчетов регулятора не видел, и сложно верить в эту среднюю температуру по больнице.

Что касается этапа, когда тарифы ОСАГО предлагается отпустить в свободное плавание, то оценивать сложно. Да и верится в это на фоне всеобщего огосударствления финансового сектора (посмотрите хотя бы на банки) и желания ЦБ все держать в ежовых рукавицах — очень слабо. Добавить сюда можно много, в том числе влияние на инфляцию возможных санкций. С таким успехом можно заявить и о свободных тарифах на жилищно-коммунальные услуги. Давайте подождем: представляется, что последний этап реформирования тарифов ОСАГО (свободное ценообразование) останется только на бумаге в отдельных кабинетах власти.

В целом считаю, что ЦБ в последние годы делает много положительного для наших автолюбителей: продажа электронных полисов (помнится, сам принимал в этом участие), введение периода охлаждения и приоритета натурального возмещения. Мысли отказа от нескольких коэффициентов, повышающих базовый тариф (региональный и зависимость от количества лошадиных сил транспортного средства) уже нашли положительную оценку у наших автолюбителей.

Сергей Ряховский , генеральный директор страхового агентства «АПФ Групп»

— В 2019 году нас, скорее всего, ждет ряд косметических изменений. Увеличат «тарифный коридор» до 20% в обе стороны, то есть страховые компании должны будут ещё больше конкурировать между собой. Отмечу, что жизнь внесёт свои коррективы, и всё на самом деле будет более прозаично: в регионах, где у страховщиков фиксируются убытки, будут выставлены максимальные значения базовой ставки. При этом в Москве и области, например, мы первое время будем наблюдать неопределенность среди участников рынка. Нас ждет снижение ставки рядом компаний (для увеличения ликвидности) на несколько месяцев, потом её увеличение до среднего по рынку уровня, потом по цепочке так начнут делать остальные игроки. Предположу, что, скорее всего, будут изменены различные поправочные коэффициенты. Основное изменение коснется КБМ (коэффициента бонус-малус). Сейчас у многих водителей можно встретить различный КБМ по состоянию на разные календарные даты. Планируется окончательно зафиксировать его и убрать эту «двойственность». Естественно, это будет сделано неблагоприятным для водителя образом — выберут коэффициент с наименьшей скидкой. Также усовершенствуются коэффициенты возраста-стажа. Однако я считаю, что в итоге будет дополнительно введено много новых категорий и значений, а по факту изменения будут несущественными, если брать рынок в целом. Молодые автолюбители «заплатят» за скидки для более опытных водителей.

Марк Зислин , сооснователь страхового агентства AMinsure

— Тарифы по ОСАГО, конечно, должны измениться. Дело даже не в конечной стоимости, а в том, какие факторы влияют на тариф на сегодняшний день. Последствия предсказуемы — среднестатистический полис ОСАГО наверняка станет дороже, хотя для опытных водителей, которые ездят без аварий, вполне возможно понижение стоимости полиса. Тарифы будут в большей степени зависеть от истории вождения водителей, а не от параметров автомобиля. И это, конечно, правильно! С точки зрения урегулирования убытков ничего не изменится. До тех пор пока расчет стоимости запчастей для ремонта по ОСАГО ведется по ценам ниже рыночных, автосервисам будет и дальше не хватать денег на ремонт. Из-за этого будет и дальше страдать качество ремонта и затягиваться сроки. Автовладельцы будут по-прежнему недовольны и станут винить во всем страховые компании. Хотя на самом деле ответственность за происходящие лежит на правительстве, которое установило такие правила игры и обязало по ним играть страховщиков. Как бы нам, автовладельцам, ни казалось, что страховщики жируют с такими ценами на ОСАГО, но мы не учитываем того, что, помимо расходов на урегулирование убытков, из этих же денег содержатся сотрудники, арендуются офисы, платятся налоги и т.п. То есть на выплаты остается не так много, как нам кажется. Автовладельцы как оформляли полисы ОСАГО, так и будут оформлять дальше — это обязательный вид страхования. Страховые компании в свою очередь будут и дальше говорить о том, что по ОСАГО работают в убыток, то есть в сухом остатке ничего не изменится.

Дмитрий Белов , директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр»

— Расширение тарифного коридора — диапазона, в пределах которого страховые организации могут по собственному усмотрению устанавливать ставку на свои услуги, — составит, по прогнозам, 20% в обе стороны — до 2,7-4,9 тыс. руб. В 2018 г. коридор базовых ставок составляет 3,4-4,1 тыс. руб. Данные меры принесут страховым компаниям порядка 15 млрд руб. дополнительных премий, за счет которых страховщики смогут компенсировать потери за 2017 г. Не коснется повышение тарифов владельцев мотороллеров и мотоциклов: тарифная вилка на данные ТС снизится на 10,9% и составит от 0,65 до 1,4 тыс. руб. Для юридических лиц максимальная цена полиса ОСАГО будет снижена на 5,7% и составит 2,9 тыс. руб. В 2019 г. вполне возможно повышение стоимости услуг ОСАГО. Согласно ст. 3 ФЗ N 40 от 25.04.2002 г. «Об ОСАГО», изменение базовой ставки можно проводить один раз в год. Последняя корректировка тарифов ОСАГО проводилось 12.04.2015. Увеличение тарифного коридора по ОСАГО позволит не только компенсировать убытки страховых компаний, но и повысить качество предоставляемых услуг. Помимо повышения тарифов, проект изменений в законодательство включает поправку в коэффициентах за грубые нарушения ПДД, увеличение стоимости полиса при авариях, произошедших по вине водителя, а также — систему скидок за безаварийное вождение. Изначально поправки планировалось внести еще в августе 2018 г., но конкретная дата их принятия не называется. Пока есть возможность приобрести полис по старой ставке. В случае если автовладелец приобретет полис ОСАГО до повышения тарифа, ставка для него не изменится до окончания действия договора со страховой компанией. Что касается корректировок в механизме заключения электронных договоров ОСАГО, то 4 сентября изменились требования к загружаемым на сайт страховщика сканам документов. Теперь к одному номеру телефона можно привязать только один личный кабинет на сайте страховой компании, и договор будет вступать в силу только через 3 дня с момента его заключения. На данный момент это все изменения в законе об ОСАГО, которых стоит ожидать в обозримой перспективе.

Ольга Кучерова , страховой обозреватель «Банки.ру»

— Заявленные Минфином и Банком России изменения в тарификации ОСАГО нацелены на установление более справедливого тарифа для каждого водителя, что должно привести к снижению цены полиса для опытных и безаварийных водителей и повышению для тех, кто регулярно создает аварийные ситуации на дорогах. Очевидно, будет повышен тариф и для молодых водителей с небольшим стажем, вне зависимости от того, насколько аккуратно они ездят. Уже несколько страховых компаний официально заявили, что готовы снизить тариф в 20-25 наиболее благополучных регионах. Согласно последней актуарной оценке, проведенной Банком России по итогам первого полугодия, средний рост тарифа для легковых автомобилей и водителей-физиков не превысит 1,5%. Эти цифры озвучил зампред ЦБ Владимир Чистюхин на совместном заседании комитета по транспорту и строительству и комитета по финансовому рынку 7 ноября. Согласно предыдущей оценке, по итогам 2017 года ожидался рост тарифа в 44%. Такое резкое снижение ожиданий изменений тарифа стало следствием того, что ситуация на рынке ОСАГО постепенно выравнивается. По оценке Российского союза автостраховщиков, с которыми, в принципе, согласен и Банк России, для 80% автомобилистов тариф не изменится. Мегарегулятор при этом неоднократно заявлял: в обозримом будущем отмены верхней границы тарифа не ожидается. Более того, сейчас Банк России добивается законодательного закрепления права снижать тариф, установленный страховщиком, если видит его чрезмерность.

Подписывайтесь на канал « » в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «

Центробанк сообщил, что по настоянию страховых компаний и из-за других факторов, подорожание ОСАГО в 2018 году может состояться уже до конца лета.

Ориентировочной датой подорожания названо 31 августа. Будут изменены коэффициенты и базовые тарифы.

Если в первой половине 2018 года базовый тариф рассчитывался по вилке цен от 3431 до 4119 рублей, а коэффициенты - исходя из водительского стажа, возраста владельца, мощности двигателя авто и региона его регистрации, то во второй половине года цены поменяются на все составляющие стоимости полиса.

Страховые компании ожидают, что Центробанк объявит долгожданную ими либерализацию. Однако наверняка пока никто из официальных источников не берется подтвердить, что в конце августа государство прекратит регулировать ценообразование в сфере ОСАГО. Но если такое случится, с большой долей вероятности водители, которые страховые компании отнесут в категорию убыточных, заплатят за страховку на 25-50% больше, чем сейчас (сколько сейчас - каждый может рассчитать для себя сам по ).

Для других водителей, которые ездят без ДТП, цены наоборот могут быть вполовину снижены.

Поэтому и Центробанк, и Российский союз автостраховщиков заявляют о том, что к событию не нужно относится как к увеличению цен. Скорее, это явление можно обозначить как установление на полисы более справедливого, чем сейчас, тарифа.

Водителям, которые были застрахованы и попадали в ДТП, где были признаны виновной стороной, можно посоветовать до конца лета. Для них ситуация понятная.

Президент Российского союза автостраховщиков (РСА), Игорь Юргенс, пояснил:

«Нарушитель правил или начинающий водитель получит тариф, больший, чем сейчас. А аккуратный водитель с большим стажем - меньший. Это позволит компенсировать издержки по рисковому сегменту, при этом хорошие водители не будут платить за плохих. Опыт Германии показывает, что при одномоментном освобождении тарифов произошло их падение и на прежнюю величину ставки тарифов не вернулись, даже несмотря на инфляцию».

Предварительные расчеты измененных цен можно представить так: например, молодой водитель впервые получивший права в возрасте до 22 лет и севший за руль 150-сильного авто, заплатит за ОСАГО порядка 17-20 тысяч рублей.

Согласно документу, максимальная ставка для владельцев легковых автомобилей будет повышена с 4118 до 4942 рублей, а базовую ставку понизят с 3432 до 2746 рублей. Для мотоциклов и легковых автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, верхняя граница увеличится на 10,9% и 5,7% соответственно.{{material_124784}}Страховщики заверяют: ОСАГО было и остается социально - ориентированным видом страхования, стоимость которого должна быть доступной для всех категорий граждан. Но при этом, мол, страховые компании не могут работать себе в убыток, ведь это направление, как и любой другой бизнес должно приносить прибыль, в противном случае акционеры потеряют интерес к его поддержке. Как соблюсти баланс интересов, власти думают уже не первый год. Правда, пока что игра идет в одни ворота - страховщиков.По данным пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр», расширение тарифного коридора на 20% приведет к росту стоимости полисов. Если в 2018 году базовый тариф ЦБ по ОСАГО составляет от 3,5-4,1 тыс. руб., а средняя цена полиса - 5,8 тыс. руб., то уже с января 2019-го, по оценкам регулятора, средняя стоимость страховки составит 7 тыс. руб. при базовых ставках 3,4-4,1 тыс. руб. Вдобавок к этому, с 1 сентября следующего года Минфин позволит страховым компаниям повышать стоимость страховых услуг на 30% ниже или выше базовой ставки ЦБ, а с 1 сентября 2020 года - на 40%. В результате максимальная стоимость полиса может уже к осени 2019 года превысить базовый тариф ЦБ в 3 раза, но не более.{{person_214_Тарифы ОСАГО для половины водителей останутся неизменными после освобождения цен. Мы видим ситуацию с убыточностью по результатам третьего квартала. Опираясь на наши расчеты убыточности рынка ОСАГО в перспективе расширения тарифного коридора, мы можем снизить тарифы для трети всех водителей. Для половины всех покупателей страховок в стране тарифы останутся на прежнем уровне и в неизменном виде. И лишь небольшая часть, до 15%, те кто действительно безответственно ведут себя за рулем, увидят повышение стоимости ОСАГО}} По мнению эксперта, после старта коридора, когда у страховых компаний появится возможность варьировать в рамках тарифного коридора, на рынке будет реальная конкуренция. Плюс-минус 20% позволят создавать стимулы для потребителей искать более правильную цену.Центробанк также предлагает рассчитывать коэффициент бонус-малус (КБМ), позволяющий получить «скидку» за безаварийное вождение, каждый год. Такие меры нужны для того, чтобы водитель, вписанный в разные полисы, не мог присвоить себе сразу несколько КБМ. Страховщики говорят, что эти меры приведут к снижению средней премии на 2-5% в долгосрочном периоде. {{person_213_Мы поддерживаем любое решение, расширяющее возможности страховщиков по дифференциации цен, когда и базовые ставки, и виды коэффициентов (набор факторов), влияющих на окончательную цену, и размер этих коэффициентов определяются каждым страховщиком самостоятельно на основании собственных актуарных расчетов. В результате таких дифференциаций аккуратные и добросовестные водители будут только в выигрыше. Недовольными останутся лишь недисциплинированные автовладельцы, что станет стимулом к улучшению их стиля вождения}} Специалисты призывают автомобилистов не паниковать раньше времени, якобы для подорожания страховок есть конкретные причины. Чем чаще автовладелец будет попадать в аварии, тем дороже ему обойдется следующий полис ОСАГО, и наоборот. Цена полиса будет расти, если автомобилист в течение последнего года нарушил ПДД: водил в нетрезвом виде, значительно превысил скорость - более чем на 60 км/ч, выехал на полосу встречного движения или проехал на красный сигнал светофора. Общее число категорий водителей для расчета стоимости страховки возрастет с 5 до 50. Подобные меры призваны снизить аварийность на дорогах и мотивировать водителей к безаварийному вождению для того, чтобы получить скидки.Однако реформа ОСАГО в 2016 году, когда стоимость страховки выросла фактически на 60%, показала, что гибкость тарифов страховые компании используют себе во благо по полной. Тогда решение Центробанка РФ повысить минимальные значения базовых ставок «автогражданки» и расширить тарифный коридор объяснялось убыточностью этого вида страхования. В конечном итоге, сборы страховщиков действительно увеличились, но вместе с тем автомобилисты стали реже оформлять ОСАГО, выросло число поддельных полисов. {{person_111_Конечно, расширение тарифного коридора приведет к подорожанию полисов ОСАГО. Если мы находимся на уровне обязательного страхования, есть смысл оставить на рынке одну страховую компанию по этому направлению, с понятными тарифами и выплатами. В бардаке сегодняшнего дня с различными требованиями и ограничениями, водителю крайне сложно просто даже разобраться, сколько придется платить и почему именно эту сумму}} Примирению автомобилистов и страховщиков должны поспособствовать поправки Минфина, которые позволят владельцам ТС страховать автомобиль не на год, а сразу на 3 года. Коэффициент «бонус-малус» представляет собой поощрительную систему за безаварийную езду. С одной стороны, это прозрачная система мотивации: если автовладелец не попадет в ДТП ни разу за 10 лет, то скидка на приобретение следующей страховки достигнет 50%. Но на сегодняшний день, скидка КБМ учитывается по результатам одного страхового периода - т.е. 1 года. Соответственно, при досрочном расторжении, безаварийная езда при оформлении новой страховки не учитывается. Информация о страховой истории автовладельцев фиксируется в единой системе АИС РСА, но пока она несовершенна: Ф.И.О. владельца ТС может быть внесено с ошибками, данные клиента могут измениться (смена фамилии, автомобиля). Кроме того, сегодня на рынке работает много недобросовестных игроков, которые искажают или вовсе не передают данные о своих клиентах. Особенно это касается небольших страховых компаний, которые все чаще покидают рынок. В результате в единой базе могут содержаться недостоверные, устаревшие и неполные сведения. Подобные ошибки могут приводить к незаслуженному завышению стоимости ОСАГО.

9 января 2019 года российские водители встретят повышением расценок на ОСАГО. Формально, конечно, про повышение никто не говорит, реформа называется «расширением тарифного коридора» и цена чисто теоретически может даже снизиться, однако обманывать себя на этот счет не стоит, страховым компаниям разрешили официально увеличить тариф и можно не сомневаться, что они этим правом воспользуются. Конечно, новые цены на ОСАГО сильно возмутили российских автовладельцев, причем возмущение вызывает даже не само повышение цен (в конце концов, все дорожает), а то, как это было сделано. Регулятор сферы, Центробанк, не просто повысил цены, а сделал это с особым цинизмом.

Обман под выходные

Сначала предыстория. Реформа ОСАГО в ее нынешнем виде была сформулирована еще летом 2018 года. Центробанк анонсировал, что новые тарифы вступят в силу к сентябрю прошлого года, но потом решил взять паузу, чтобы, как писали в пресс-релизах «обсудить вопрос с правительством». Действительно, повышение тарифов именно в 2018 году смотрелось странно – судя по статистике, выручка страховых компаний и со старыми тарифами уверенно росла, возросла и прибыль. Водители во многих регионах отмечали, что полисы стало проще купить, их стали меньше «зажимать», как это было в прошлые несколько лет. В общем, старые тарифы бы потерпели еще год-другой.

Казалось, что Центробанк так и поступит, отсрочит реформу и введет ее где-нибудь в конце 2019 года. Однако 29 декабря 2018 года грянул гром – Центробанк опубликовал у себя на сайте о вступлении новых правил расчета ОСАГО. По закону, решение вступает в силу через 10 дней после опубликования. И вот тут-то и кроется особый цинизм. Опубликуй Центробанк решение не перед выходными, у российских автовладельцев было целых 10 дней застраховаться по старым тарифам , по правилам разрешается купить полис аж за два месяца до начала его действия, но ЦБ лишил россиян такой возможности: сразу после публикации решения офисы страховых компаний закрылись на выходные, а откроются 9 января уже с новыми «ценниками».

А как же электронное ОСАГО? Сайты же работают круглосуточно и без перерывов на выходные? Да, но для покупки полиса нужно получить диагностическую карту, а пункты техосмотра тоже отдыхают с 30 декабря по 8 января. Замкнутый круг, в котором водители оказались проигравшими.

Как бы конкуренция

Как сильно подорожает полис? Давайте считать. Раньше страховые компании могли для расчетов использовать базовую цену в диапазоне от 3432 до 4118 рублей. Правда, диапазона никакого и не было, расчет Центробанка на то, что страховые компании будут конкурировать друг с другом и привлекать клиентов более низкой ценой не оправдалась – все СК единогласно работали с максимальной ценой 4118 рублей. Теперь ценовой коридор будет от 2746 до 4942 рублей. Не нужно быть Вангой, чтобы предсказать – у страховых компаний других базовых цен кроме 4942 не будет. Разница между 4942 и 4118 рублей – 20%, именно настолько вырастет стоимость полиса для конкретного водителя с учетом всех коэффициентов .

С коэффициентами этими, правда, тоже не все так просто. Центробанк решил усложнить систему расчета коэффициентов возраста-стажа. Раньше было всего 4 варианта – молодые (возраст до 23 лет) и/или неопытные водители (стаж менее 3 лет) доплачивали от 60 до 80 процентов к цене страховки, у остальных водителей доплат не было. Это казалось справедливым – у молодых и неопытных шансов попасть в ДТП действительно больше, но потом водитель «умнеет» и становится опытным, вероятность аварии снижается. Теперь вводится аж 58 вариантов коэффициентов . Для начинающих молодых водителей ввели надбавку 1,87 (они будут платить больше на 8% по сравнению со старыми расчетами), зато появился и коэффициент 0,93 – считай скидка 7% для пенсионеров (коэффициент получат водители старше 59 лет со стажем более 3 лет). Это уже не кажется логичным. Конечно, дать финансовую поблажку людям на пенсии хочется, это вроде бы льгота такая, но утверждать, что у 60-летнего водителя со стажем 5-7 лет меньше шансов попасть в ДТП чем у 40-летнего со стажем 20 лет как-то странно, а по новой реформе получается именно так.

1,87 и 0,93 это крайние значения, все остальные категории шоферов плавно расписаны среди них. По предварительным коэффициентам мы составили табличку значений с учетом возраста и стажа. В горизонтальном столбце учитывается стаж вождения, в вертикальном – возраст водителя. Красным закрашены сочетания, водители с которыми по новым правилам будут платить больше чем по старым, зеленым – сочетания, по которым водители будут платить меньше или хотя бы как раньше. Зная свой возраст и стаж вы сможете прикинуть, в какую сторону изменится для вас цена (это помимо подорожания на 20%, конечно).

Единый КБМ

Однако есть в новой реформе и хорошие новости. Наконец-то Центробанк решил навести порядок с коэффициентом бонус-малус. Раньше он рассчитывался по каждому полису отдельно, и у водителя, который в полисы на несколько авто, была каша в базе данных. Теперь решено – водителю присваивается единый КБМ , а перерасчет (добавление новой скидки за безаварийный год или, наоборот, увеличение стоимости за аварию по своей вине) будет происходить 1 апреля каждого года. Первый раз это случится 1 апреля 2019 года, на эту дату каждому водителю будет присвоен минимальный КБМ из всех, что имеются в базе.

Кстати, подорожала и открытая страховка , когда автомобилем разрешено управлять любому водителю. Она как и для самых молодых теперь будет идти с коэффициентом 1,87. Опять если у вас в семье есть молодой и неопытный водитель, то будет смысл делать открытую страховку.

А еще новая система расчета КБМ сохраняет за водителем страховую историю. Раньше если один год не страховаться, то все накопленные бонусы «сгорали», покупать страховку нужно было с коэффициентом 1. Не очень понятно, с чего бы это вдруг, ведь водитель уже доказал, что может ездить без аварий, пусть у него и был перерыв. Теперь накопленный как хороший, так и плохой коэффициент будут сохраняться, даже если был перерыв в страховании.

Что дальше

Это из тех изменений, что уже вступили в силу. Но ожидается, что реформа ОСАГО на этом не закончится. Уже к концу 2019 года Минфин планируется отказаться от начисления коэффициента мощности. Он, признаться, выглядит странно. По логике этого коэффициента машина с более мощным мотором нанес ущерб серьезнее, чем с более слабым, но это очевидный бред. Пока коэффициент мощности выглядит скорее как налог на богатых. Купил мощную машину – плати больше.

В 2020 году поговаривают об отмене территориального коэффициента, чтобы жители всех субъектов федерации платили одинаково. Но с ним не все так просто, над отменой этого коэффициента еще нужно подумать.

Пока же стоимость ОСАГО повысили и, воспользовавшись выходными, даже не дали водителям напоследок купить полис по старым ценам. Увы, но нужно признать, что это повышение никак не скажется на качестве работы системы. Платить мы будем больше, но уже знакомые проблемы останутся – заниженные выплат и отвратительное обслуживание. Может, пора бы уже действовать как в Европе – цены на страховку повышать, но и качество подтягивать?